Зарисовки про то, как всё начиналось, о том, что такое "нет", про движущую силу надежды, об интуиции и чудесах. Про боязнь звуков, скептицизм и проход сквозь закрытые двери...
Однажды я решила написать небольшой рассказ. Это любительская и неполная история про нашего сына Андрея — необычного мальчика с аутизмом. Неполная потому, что я опустила все самые неприятные подробности. Возможно в будущем наша с Андрюшей история пригодится другим родителям таких же ребят с аутизмом, которым общество говорит "нет". Просто нам, взрослым, иногда надо быть немного аутистами, чтобы не слышать эти "нет" и продолжать действовать по-своему, как велят интуиция и сердце.
Видео-архив: https://www.youtube.com/@andreyfilonov
Сайт: https://www.andreyfilonov.com
ВКонтакте: https://vk.com/andreyfilonov_pianist
Дзен: https://dzen.ru/andreyfilonov.com
Сайт: https://www.andreyfilonov.com
ВКонтакте: https://vk.com/andreyfilonov_pianist
Дзен: https://dzen.ru/andreyfilonov.com
Сегодня, просматривая видео-записи из музыкального дневника Андрея Филонова, едва ли можно себе представить, с чего начиналась история мальчика, который сегодня уже является студентом Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории имени П. И. Чайковского и ведущим солистом Международной детской филармонии будущего...
Андрей появился на свет в день Пасхи – 23 апреля 2006 года. При рождении у него была необычная черта внешности – свёрнутые почти в ракушку ушки, которые позже немного расправились, но остались симпатичными лопушками. Малыш поначалу вообще не плакал, но позже мы заметили, что, в отличие от его старшей сестрёнки, которая могла спать, даже если в комнате играет оркестр, Андрей реагировал на самый незаметный обычному уху звук. Далее, по мере взросления ребёнка, я стала всё больше замечать, что он отличается от других детей.
Постепенно Андрюша чаще подавал признаки беспокойства во время звучания музыки или работы шумных приборов. Доходило до того, что пользоваться стиральной машиной мы могли только тогда, когда Андрей был на прогулке. А во время работы микроволновки он прятался в самой дальней комнате при закрытых дверях как комнаты, так и кухни. Итак, боязнь звуков стала настоящей проблемой. Причём эта фобия распространилась даже на звуки детских инерционных машинок. С последней проблемой наш папа справлялся оригинально, – он просто удалял встроенные пружинки из этих машин сразу после покупки, чтобы они катались по полу тихо, без жужжания.
Боязнь звуков пришла к Андрею не в одиночку. Вместе с этим постепенно появилась тревожная симптоматика, опасения которой я, как и многие другие мамы детей с РАС, многократно озвучивала педиатру, получая в ответ советы получше воспитывать ребёнка и не придумывать несуществующие проблемы. Советы по воспитанию звучали абсурдно, так как с самого рождения сына я плотно занималась его развитием с того момента, когда он начал фокусировать взгляд. Но со странностями в поведении я ничего не могла сделать. Лишь после 3-х лет, по совету знакомых, мы обратились в НИИ коррекционной педагогики. С этого момента началась профессиональная согласованная работа двух специалистов этого НИИ – педагога-психолога и психиатра.
Мы с мужем приняли диагноз сына, а я стала погружаться в тему аутизма настолько, насколько могла понять те или иные термины или детали. Нет смысла вдаваться в медицинские подробности, поскольку наш рассказ о других аспектах ситуации, да и медицинского оттенка в этих подробностях не так уж много.
Вторая проблема, сопровождавшая Андрюшу в раннем возрасте, – негативная реакция на некоторые музыкальные записи. Здесь стоит отвлечься на старшую сестру Андрея – Анечку, которая старше брата на 8 лет. Аня плотно занималась хореографией в детском танцевальном ансамбле. Я вместе с Андрюшей возила дочку на занятия и репетиции. Можно сказать, что раннее детство Андрея частично прошло под дверью хореографического зала. Занятия танцами сопровождались живым аккомпанементом. Но репетиции перед концертами проходили под фонограммы популярной музыки. И в эти моменты нам с Андреем было, мягко говоря, не до танцев. При звучании некоторых мелодий он затыкал уши руками, капризничал, тряс головой, словно ему невыносимо было это слышать. В такие моменты мы уходили подальше от аудитории, прячась от фонограммы.
Сейчас можно смело утверждать, что все проблемы со звуками мы оставили в прошлом. Но решил эти проблемы сам Андрей. Можно сказать, что он выбил клин клином. Началось это избавление весьма своеобразно. Во время наших походов в магазины детских игрушек Андрей стал обращать внимание на игрушечные прототипы «врагов» своих ушей – игрушечные микроволновки, стиральные машинки, соковыжималки и прочие жужжащие приборы. Однажды он потребовал купить игрушечную стиральную машинку. После недолгого сопротивления мы сдались и купили её. Дома началось невообразимое. Андрюша то и дело открывал эту машинку, засовывал в неё свои носочки, маечки и другую мелкую одежду, включал, затем затыкал уши и громко визжал, бросал работающую игрушку об стену или об пол. Она неоднократно ломалась, папа чинил, Андрей снова загружал эту несчастную стиральную машину носочками, снова включал, кричал, бросал, ломал. На смену необратимо сломанной игрушке пришла новая. Затем добавился игрушечный гудящий холодильник, соковыжималка, микроволновка… Всё включалось, бросалось, чинилось и так далее. Но постепенно страсти вокруг звуков, издаваемых этими игрушечными приборами, начали угасать, визга было всё меньше, продуктивных игр всё больше. Наряду с этим мы обратили внимание на то, что Андрей стал всё меньше реагировать на работу настоящих бытовых приборов. Мы уже пользовались и стиральной машиной, и микроволновкой, и пылесосом в его присутствии. И наконец, мы с ним спокойнее сопровождали старшую сестрёнку на занятия танцами. Более того, иногда педагоги разрешали Анюрюше присутствовать в зале во время репетиций, где он спокойно наблюдал за процессом.
Однако указанные выше особенности поведения сына были не единственными. Наряду со звуковыми фобиями, которые мы побороли, Андрея сопровождала страсть к порядку и чистоте, а также весьма необычная манера использования игрушек, свойственная большинству детей с РАС: расстановка по порядку, по размеру, по кругу или в ряд, и никто не имел права нарушать созданный им порядок.
К тому времени подошёл этап новой, уже творческой, главы в жизни Андрея. Всё началось с того, что мы решили подарить на день рождения дочке Ане синтезатор, чтобы она могла начать заниматься музыкой. Однако девочка оказалась равнодушной к синтезатору, равно как и к музыке, да и времени между танцами и языками было очень мало. Но инструмент пришёлся по душе Андрею. Более того, Андрюша не просто полюбил синтезатор, он разобрался во всех функциях и даже начал импровизировать на нём, пользуясь почти всеми техническими возможностями. Вместе с тем мальчик проявлял себя и в пении.
В одном из развивающих центров для детей с аутизмом мы показали записи музыкальному работнику и попросили проверить, может ли ребёнок обучаться музыке или нет. Ответом был совет не мучать ребёнка и не забивать голову себе: мол, ребёнок просто балуется синтезатором, не более того.
В 6 лет мы всё-таки рискнули показать Андрея профессионалу и осенью 2012 года обратились к педагогу студии фортепиано. Мы рассказали об аутичных особенностях мальчика и о его страсти к музыке. Записать сына в студию официально нам не позволили, ссылаясь на аутизм и какую-то ответственность, а предложили водить его на уроки в частном порядке. Присутствовать на уроках с Андреем педагог не позволила, но это не помешало мне слушать за дверью, как проходит процесс обучения.
Педагога хватило всего на 4 занятия, в процессе которых она неоднократно называла ребёнка «дурачком». Вероятно, «дурачком» он казался потому, что, как и многие другие дети с РАС, не сразу воспринимал обращённую к нему речь. Затем педагог, которая к тому моменту имела 35-летний стаж работы и диплом МГК, сообщила нам, что заниматься с Андреем бесполезно, у него отсутствуют способности к музыке и обучению, а мы только зря тратим время.
Зимой я немного отошла от этого «профессионального» вердикта, а к весне набралась смелости и нашла репетитора по музыке для занятий на дому. Через месяц занятий репетитор опустила руки и сказала, что не знает, как работать с таким ребёнком, поскольку он не реагирует на обращённую речь. В день, когда она хотела сказать, что мы зря тратим деньги, а она своё время, Андрей, сидя спиной к синтезатору, назвал ей безошибочно все ноты, которые она сыграла. В этот самый момент пришло понимание, что у мальчика абсолютный слух. Всё дело в том, что ему понадобилось время, чтобы освоить новую информацию, разместить её в голове и научиться ею пользоваться. Более того, когда Андрей понял, что все звуки при определённом порядке формируются в музыку, начался настоящий прорыв. Андрюша каждый день пытался записать нотами некоторые доступные его пониманию мелодии, а также свои собственные. Делал он это хаотично, в любой части нотного листа, цветными гелевыми ручками. Это было весной 2013 года. Через пол-года занятий ребёнка на синтезаторе мы поняли, что ему нужен настоящий инструмент. Близкие друзья подарили нам пианино «Аккорд», которое стало первым «рабочим станком» Андрея.
Осенью того же года наш сын пошёл в 1-й класс частной общеобразовательной школы. Мы прислушались к мнению нашего врача — Марченко Анны Михайловны, которая посоветовала внедрить Андрея в коллектив обычных детей, но в группу с небольшим количеством учеников и обучать его по обычной программе. Первый класс оказался адом и для нас, и для Андрюши. Адаптация проходила сложно. Занимались частично индивидуально. Весь первый год мы с мужем дежурили в школе по очереди. Про сенсорные перегрузки знает каждый родитель ребёнка с аутизмом. И Андрея эта проблема не обошла стороной. У нас многократно возникали мысли перейти на домашнее обучение. Но директор школы настаивала на том, что надо набраться терпения и следовать её советам, что мы и сделали. Занятия музыкой дома с репетитором тоже проходили не всегда гладко. Андрюша очень боялся музыкальных ошибок. Боялся до истерик. Первый год в школе оказался наиболее сложным периодом.
Ко 2-му классу Андрей уже освоился в школе, и учебный процесс пошёл несколько легче, но со своими нюансами, с которыми мы учились справляться.
В том же учебном году в школу пришёл замечательный и инициативный учитель музыки – Полина Григорьевна Железнякова. Она организовала музыкальную студию и пригласила Андрюшу, обратив внимание на его музыкальный слух. С этого момента началась совершенно новая страница творческой жизни мальчика. Полине Григорьевне удалось не просто «расшевелить» Андрюшу в музыкальном плане, но и сделать почти невозможное – вывести ребёнка с аутизмом на сцену! Андрей выдержал испытание с достоинством. Этот первый «выход» оказался настоящим переломным моментом, импульсом ко всему, что последовало дальше.
Полина Григорьевна поверила в Андрея с самой первой секунды знакомства. Она раскрыла нашего мальчика настолько, что мы решились на новый шаг, о котором раньше даже помыслить боялись. В мае 2015 года, когда Андрею исполнилось 9 лет, мы записали его на прослушивание в ДМШ им. Глазунова. По результатам экзамена он был зачислен сразу во 2-й класс отделения фортепиано к педагогу Ждановой Наталье Наумовне.
Итак, в 2015 г. с 9 лет Андрей начал обучение в музыкальной школе, продолжая ещё 2 года посещать занятия в музыкальной студии Полины Григорьевны и участвовать в многочисленных школьных концертах, городских и международных музыкальных конкурсах и фестивалях, накапливая опыт выступлений на сцене.
Музыка дала ребёнку мощнейший толчок в развитии в целом.
К 4-у классу общеобразовательной школы Андрей настолько выровнялся, что в конце учебного года было принято решение отменить индивидуальные занятия и полностью ввести его в класс по всем предметам. С 5-го класса он начал заниматься в коллективе по обычной программе.
Андрей избавился от множества неприятных симптомов аутизма, но не перестал быть аутистом. Он научился контролировать свои реакции. В моменты перегрузок мальчик просто замолкает и уходит в себя на некоторое время. В такие моменты к нему бесполезно обращаться с просьбами или вопросами. В то же время он очень педантичен: одежда всегда должна быть чистой, все пуговицы застёгнуты, музыкальное произведение разобрано сразу двумя руками и желательно до конца, еда дома должна подаваться на тарелках определённого размера и с учётом консервативности в выборе блюд. Если погоду снаружи нельзя назвать тёплой, то появляются мысли о возможности простудиться. А если на улице холодно, то внимание на здоровье заостряется ещё больше. Нужно тщательно следить за наличием перчаток в карманах куртки, а также шарфа. В случае же насморка или кашля мы можем услышать цитаты из рекламных роликов о том или ином медицинском препарате.
Андрей интересуется книгами, содержащими сведения о природе, медицине или технике, обожает научно-популярные фильмы о космосе, эволюции, научно-техническом прогрессе и др. Из развлекательных передач предпочитает «Ералаш». Он также увлечён видеосъёмкой. Мы берём его в поездки с 1-го года жизни. Андрюша уже накопил массу впечатлений, а с тех пор, как у него появилась собственная видеокамера, он сам снимает, монтирует и обрабатывает фильмы, благо с компьютерной техникой Андрей на «ты».
У Андрея есть любимый кот Дася, который всегда рядом...
Андрей мечтает стать музыкантом и композитором. Он успел завоевать множество призовых мест на городских и международных фестивалях и конкурсах, а также получил опыт выступлений в концертных залах: Московской государственной академической филармонии, Малом и Рахманиновском залах МГК им. П.И. Чайковского, «Зарядье», ЦМШ при МГК им. П. И. Чайковского, Фольклорного центра Л. Рюминой, Гамбургской филармонии Laeiszhalle и др., а также на театральной̆ сцене.
С 2017 года Андрей уже регулярно проходит мастер-классы в рамках Международных творческих школ ЦМШ при МГК им. П. И. Чайковского, а также по программе Фонда «Новые имена».
В августе 2020 и 2021 г. прошёл курсы мастер-классов у Заслуженного артиста России Александра Гиндина в рамках Международной летней творческой школы в Гнесинке.
В июле 2022 г. участвовал в XXX Международной Летней творческой школе Фонда «Новые имена» в г. Суздаль. Прошёл курс мастер-классов Рябовой Дарьи Анатольевны по специальности «фортепиано» и Шатского Павла Андреевича по специальности «камерный ансамбль». Принял участие в итоговых концертах отделений «фортепиано» и «ансамбль».
В июле 2021 г. участвовал в ХХIХ Международной Летней творческой школе «Новые имена» в г. Суздаль. Прошёл курс мастер-классов по классу фортепиано Рябовой Дарьи Анатольевны и по классу камерного ансамбля Худякова Олега Владимировича. Участвовал в итоговых концертах.
С февраля 2019 года Андрей Филонов является ведущим солистом «Международной детской филармонии будущего», а также артистом австрийской марки роялей и пианино FEURICH.
В сентябре 2019 года Андрей Филонов поступил в Музыкальную школу Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, сдав на отлично все вступительные экзамены.
В 2023 году Андрей успешно прошёл вступительные испытания и в настоящее время является студентом фортепианного отделения Академического музыкального училища при Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского в классе педагога М. И. Брындиной.
Итак, 19 Декабря, сразу после съемки сюжета на «Мосфильме», профессиональный инструмент — рояль FEURICH — приехал к нам домой!!!
29 октября 2022 года Андрей выступил на своём первом сольном концерте, сыграв в одном отделении почти часовую программу. В исполнении Андрея зрители услышали 1-ю часть «Патетической» сонаты Бетховена, адажио из концерта ре минор Марчелло в обработке Баха, ноктюрн Шопена, виртуозную пьесу «Рондо Каприччиозо» Мендельсона, прелюдии Александра Скрябина, пьесу Дебюсси. В финальном блоке прозвучали прелюдии и пьеса Сергея Рахманинова. Прослушать сам концерт и отдельные пьесы из него можно по ссылке: https://youtube.com/playlist?list=PLIQoGoQFhJcjeuptY-9vwIBWqXPyE-blJ
Подробности о концерте можно прочитать по ссылке: https://www.malevich-family.ru/tpost/r24mgi2dt1-belii-royal-na-belom-kvadrate-molbert-ki
Резюмируя всё вышенаписанное и оглядываясь назад, сегодня я могу утверждать, что аутизм — это не приговор и не руководство к бездействию, не повод опустить руки и жить по законам замкнутого пространства и ограниченных возможностей и целей. Это не просто слова, а утверждения, подкреплённые доказательствами. Мы осознали, что не нужно ничего бояться, не стоит слушать скептиков, надо двигаться вперёд! А наша уверенность — это своего рода «питательная среда» для нашего ребёнка.